Самой распространенной и популярной системой кондиционирования воздуха для промышленности считается схема чиллер-фанкойл. В ее основе лежит именно чиллер, поэтому всегда необходимо поддерживать его работоспособность. Ведь корректная работа напрямую влияет на риск аварии в других частях системы. Из-за сбоя может вовсе остановиться работа на объекте, где установлена система кондиционирования. Все это приводит к дорогостоящему простою.
Причины поломок
Есть несколько типичных поломок, которые случаются при эксплуатации чиллера.
Электрика
За корректную работу чиллеров отвечает автоматика, поэтому при неполадках с ней страдает холодильное оборудование. Самой часто причиной проблем считаются перегрузки в системе питания и попадание влаги в электросхему, износ контактов и нарушение изоляции обмоток электрического мотора.
Компрессор
Такой элемент системы выделяется высокой подверженностью к поломкам, поскольку практически непрерывно работает.
При ремонте в основном приходится сталкиваться с:
- перегревом компрессора;
- поломкой электрических компонентов из-за перепадов питания;
- небольшим уровенеммасла из-за засора теплообменника либо фильтра, выходом из строя насоса;
- попаданием влаги в компрессор или холодильный контур, вследствие чего происходит разрушение движущихся компонентов.
Решение о замене или ремонте принимается в зависимости от вида компрессора. К примеру, в поршневых/винтовых полу герметичных видах можно выполнять замену отдельных компонентов и узлов. А герметичные поршневые устройства восстановлению не подлежат.
Давление фреона
Оно способно изменять и в меньшую, и в большую сторону. В любом случае это проблема, которую нужно решать. Для контроля используются специальные датчики, показывающие критически высокие или низкие значения.
Низкое давление говорит о том, что через испаритель проходит слабый проток фреона. Это случается из-за:
- некорректного функционирования терморегулирующего вентиля;
- выходом из строя магнитного пускателя вентилятора у техники с воздушным охлаждением;
- поломкой либо полноценным открытием прессостата подачи жидкости в конденсатор у оборудования с водяных охлаждением;
- неполадки регулятора производительности, частного регулятора или компрессора.
Но больше всего опасно высокое давление, поскольку могут взорваться каналы в конденсаторе и трубопроводы, а также сломаться терморегулирующий вентиль. Обычно давление повышается вследствие выхода из строя соленоидного вентиля, 2 контуров в испарителе и загрязнений конденсатора. Для того чтобы защитит чиллер от высокого давления его оснащают датчиками на линии нагнетания. При повышении давления техника отключится в автоматическом режиме.
Утечка хладагента
Бывает естественная и аварийная утечка хладагента. В последнем варианте она случается непредвиденно из-за нарушения монтажа узлов, некорректности обслуживания и износа оборудования. Аварийная утечка фреона через воздушный конденсатор часто случается на калачах из медных трубок. В испарителе происходит по причине разморозки при низкой температуре воды. В итоге может перемешаться содержимое 2 контуров (хладагент/вода). Сброс фреона через аварийный клапан случается из-за повышения давления. Для выявления точки утечки как правило выполняется опрессовка с помощью азота и хладагента. Затем определяют последовательность ремонтных работ.
Под естественной утечкой подразумевается нормальное явление, которое обусловлено высокой текучестью фреоном и давлением в холодильном контуре. Поэтому она происходит даже через герметизирующие прокладки, стыки и герметичные части. В норме потеря за год составляет до 15% от полной заправки.
Ремонт чиллеров
Ремонт чиллеров отличается особой спецификой вследствие сложной конструкции. Зачастую контроллеры оснащаются уникальной прошивкой. Механическая часть включает в себя много механизмов и узлов, а у разных производителей автоматика различается особенностями управления.
Работы по чиллеру включают в себя ремонт:
- вентиляторов;
- насосов;
- гидравлического контура;
- контура хладагента – дозаправка, протяжка, герметичность;
- автоматики – перепрошивка, настройка;
- контроллеров;
- теплообменников – очищение, восстановление герметичности и промывка;
- электрического двигателя и компрессоров, включая замену масла и фильтра.
Ремонт чиллера состоит в целом из нескольких этапов:
- проведение диагностики;
- составление списка запасных частей и необходимых работ;
- выполнение ремонта;
- тестирование работоспособности;
- пусконаладка;
- выдача документации и гарантии.
При пусконаладке настраивают работу чиллера на штатные значения. После заправки хладагентом до показателей переохлаждения в конденсаторе проводится регулировка перегрева газа посредством терморегулирующего вентиля. Рабочие данные обязательно заносят в лист запуска оборудования.
Техническое обслуживание чиллера
Для проведения технического обслуживания необходима помощь специалистов, которые будут регулярно выполнять работы для бесперебойного и длительного функционирования оборудования.
Есть два вида технического обслуживания чиллеров:
- Плановое. Выполняется в соответствии с графиком, который фиксируется в специальной документации.
- Внеплановое. Проводится по необходимости в случае возникновения внештатных ситуаций.
Периодичность обслуживания
В целом чиллеры обслуживают 1 раз в полгода, а диагностические мероприятия в отношении теплообменника в зависимости от эксплуатационных условий. Но есть узлы и компоненты системы, которые обслуживают в соответствии с техническим паспортом.
Узел или компонент |
Периодичность |
Компрессор |
3 тысячи часов |
Насос |
5 тысяч часов |
Осушение |
год |
Проверка в водяном контуре воздушных пробок |
полгода |
Утечка фреона |
полгода |
Хладагент в система |
полгода |
Проверка мощности |
полгода |
Защитное заземление |
полгода |
Электрика |
полгода |
Работы по плановому обслуживанию
- Внешний осмотр.
Проверка наличия коррозии. При необходимости окраска коррозионных участков защитной краской.
- Тестирование электрики.
Проверка мощности, правильности подключения, заземления и функционирования автоматики. Она осуществляется с использованием специализированного электрического оборудования для замера показаний.
- Очищение теплообменника.
Чиллер перед обслуживанием отключают от электрической сети. Аккуратно чистят теплообменник от пыли и мусора, продувая воздухом. Очищают трубы от отвода конденсата.
- Тест водяного контура.
Делают диагностику дифференциального реле давления. Убирают из водяного контура воздух и сливают воду с помощью запорных клапанов и патрубка слива.
- Диагностика холодильного контура.
Проверяют количество хладагента и при необходимости выполняют дозаправку. Обязательно проверяют отсутствие утечек, особенно уделяя внимание соединительным частям. Компрессор нужно проверять после каждых 3 тысяч часов работы. Через это время загорится аварийный индикатор. Диагностика компрессора состоит из проверки виброизоляции, соединения, подключения.
В завершении работ выполняют проверку насоса. Через каждые 5 тысяч часов его прочищают и проверяют работоспособность.